Духи- Хранители

Различные мифологии по-разному называют Духов, “прикреплённых” к человеку и по-разному объясняют их происхождение. Иногда их считают Душами Предков, иногда - Ангелами-Хранителями, иногда - проявлениями самой души человека, его “высшим Я”. Однако все они сходятся в одном - рядом с человеком существует сила, воспринимаемая как внешняя по отношению к нему и выполняющая определённые охранительно-наставнические функции...

Несчастье может быть объяснено тем, что дух-хранитель отвернулся, или его кто-то прогнал, или даже убил, а удача - умелым выполнением духом своих обязанностей. Христианство считает, что Ангел-хранитель есть не у всех.
В Древней Греции понятие “персональный даймон” было аналогично современному понятию “ангел-хранитель” - “eudaemonia” - состояние, защищенное соответствующим духом. Слово “даймон” происходит от δαίω, δαίνυμι, δαίμαι - все от корня δα- «наделение», «разделение», «дар». Считалось, что даймоны не имеют конкретного пристрастного отношения к добру или злу, а, скорее, нужны чтобы помочь определить характер человека или личности. Различали темных и светлых даймонов и считали их космически необходимыми, порожденными Мировой Душой для действия на разных планах бытия, в том числе и в земных стихиях.

В поздней античной культуре даймонов представляли себе либо подневольными и ограниченными, либо опасными и враждебными человеку. Даймон в определённой степени бессознателен и инстинктивен. Его сила заключается и в предотвращении разных страданий и несчастий, и в призыве совершать хорошие поступки. Значимость даймона отнюдь не абсолютна. Влияние его может оказаться и безрезультатным, и тогда для избрания того или иного поведения необходимо использовать другие источники.

В ранней греческой культуре, однако, даймонами также нередко называли добрые души великих людей, живших в древнем “золотом веке” (Гесиод), которые могут быть посланы для поддержки, защиты и духовного руководства к людям на земле, избранным для исполнения какой-то миссии. Аккадцы также описывали индивидуальных Духов-Хранителей (Шеду), оберегающих людей от опасностей. Изображения Шеду подчёркивают их двойственную природу - человеческую, рассудочную, и животную, стихийную. Крылья Шеду свидетельствуют об их духовно-божественном происхождении.

В шаманских традициях Духи-Хранители вообще выполняют центральную функцию. Считается, что духи-хранители есть не только у шаманов, но и у обычных людей. Однако источником силы шамана является именно его дух-хранитель. Его называют также “животным силы“, “духом-опекуном” или “животным-тотемом”. Для его приобретения разработан целый ритуал поиска. Обычно шаман бдит ночью на открытом воздухе, ожидая духа-хранителя. Дух-хранитель появляется, как правило, в виде животного, птицы, рыбы или пресмыкающегося, но может принять и образ человека. Встреча с ним и благодетельна, и благотворна, и, нередко, травматична, но она открывает шаману доступ к любому могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от болезней и враждебных сил из нижнего мира. Через несколько лет духа-хранителя можно поменять, если в этом возникнет необходимость.

Духовные помощники диктуют шаману, как он должен одеваться и жить и что он будет делать. Традиционно считается, что если человек будет пренебрегать их инструкциями, то союз с ним сделает их несчастными и они могут убить его. В том случае, если человек потерял своего духа-хранителя (при этом говорят, что он «расстроен»), для его излечения приглашают шамана. Чтобы излечить своего пациента, шаман совершает исцеляющее путешествие в необычную реальность, где старается найти утраченного хранителя и вернуть его пациенту. В ХХ веке К.Г. Юнг писал, что и у него был личный даймон по имени Филемон, но отношения Юнга со своим даймоном были не столь радужными: “Всякий человек, если он творческий, не принадлежит себе. Он не свободен. Он - пленник, влекомый демоном… Демон творчества был со мною неумолим и безжалостен”. Кроули считал своим “особым личным Даймоном” гоэтического духа Белиала.

Западная традиция также имеет своё представление о Духах-охранителях. Во-первых, такие Духи считаются Служебными, то есть не имеющими иной задачи (аналогия с “Ангелами-Хранителями”). Связь с этим Духом отчасти зависит от воли самого человека, хотя дух не покидает человека до самой его смерти, даже если связь с ним прервана.

Магия считает, что Дух-Хранитель (Даймон) является порождением Пути и Воли самого Мага так же, как, например, домовой является порождением “чувства дома” его обитателей. Иными словами, по своей природе, Дух-Хранитель является Элементалью человеческого существа, и, в то же время, как бы “оборотной″ его стороной. Понятно, что потенциально такой Дух есть действительно у каждого человека, однако родить его к актуальному существованию может лишь избыток Силы, либо накопленной, либо полученной иным путём. Образ, который он принимает, естественно, зависит именно от природы человека, от того, какую часть его существа воплощает Дух. Именно поэтому у одних это - Ангел (он появляется у тех, кто ищет божественной защиты и охраны), у других - то или иное животное (выражающее стихийные стороны существа), у третьих - и вовсе человек (когда именно какие-то человеческие качества отходят в тень).

Для Западного Мага важно понимать, что развитие Даймона, обратной стороны своего существа, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, это развитие помогает актуализации определённых сил и умений, и, соответственно, добавляет и защиты, и мудрости. Но с другой - это децентрализует силу Мага. Существует опасность (очень выраженная для шаманских Путей) перенесения центра активности из Личности в Даймона, при этом происходит своеобразная “рокировка”, и центр существа переносится из Личности в Даймона, и уже человек превращается в служебное по отношению к духу существо. Именно это явление часто принимали за “продажу души дьяволу”, хотя никакой Дьявол тут ни при чём, человек продавал свою душу своей же Обратной стороне.

В связи с этим понятно, что, развивая и укрепляя связь со своим Даймоном, Маг должен отчётливо понимать, что веления духа не императивны. В отличие от отношений с истинными Служебными духами, повелевание Даймоном также не пройдёт. Будучи задавленным, порабощенным, Даймон может превратиться в затаившегося врага, мечтающего о свободе и власти над личностью-тираном.

Поэтому в данном случае важно именно гармоническое сотрудничество, взаимное укрепление и со-путешествие...
=================================================

Источник: http://www.denniza.com/




" Предки живы памятью Потомков и живут в них. Пока жива память о Человеке - жив и Он сам. Пока живы Его Потомки - жив и Его Род".